Стартовая страница / Информация /

Сообщения и события

3 Май, 2013

Очерк о годовом собрании акционеров ОАО "Международный аэропорт "Манас"

logo MAIR

Очерк о годовом собрании акционеров ОАО «Международный аэропорт «Манас».

26 апреля 2013 года

В этом году в ОАО “Международный аэропорт “Манас” произошли кадровые перестановки, которые коснулись не только членов Правления, но и Совета директоров. Так в марте 2013 года ушел в отставку Эрик Шайдинов, занимавший пост Президента аэропорта с конца 2010 года. Вместо него был назначен Албек Ибраимов, ранее занимавший должность заместителя руководителя Аппаратом Президента Кыргызской Республики. Первым Вице-Президентом назначен Нурлан Усенович Мамыров. Даир Токобаев, ранее работавший в Национальном институте стратегических исследований, теперь занял пост Вице-Президента по инвестиционному развитию и международному сотрудничеству и по совместительству руководитель проекта “Международного трансконтинентального АВИАХАБА”.

Как заявили в аэропорту, в 2014 году истекает срок контракта на пребывание базы Центра транзитных перевозок на территории Кыргызской Республики. Доход по итогам 2012 года от обслуживания ЦТП и от компаний, обслуживающих ЦТП составил 46% от общей суммы доходов. По итогам 2010 года эта цифра составляла 56%, а по итогам 2011 года 53%. Понятно, что без ЦТП, ОАО “МАМ” не сможет пополнять бюджет республики и карманы миноритарных акционеров, и перед менеджментом аэропорта заблаговременно была поставлена задача найти иные источники дохода, по размеру сопоставимые с поступлениями от ЦТП.

В своем годовом отчете, менеджмент опубликовал “Некоторые меры по замещению доходов от деятельности ЦТП”. Помимо задач, связанных с оптимизацией деятельности, особо можно выделить:

- подготовка инфраструктуры международных аэропортов ОАО “МАМ” в части перронного обслуживания, аэродромного обеспечения и оснащения технологическим оборудованием аэровокзальных комплексов для увеличения пропускной способности;

- строительство топливозаправочных комплексов (ТЗК) в аэропортах “Ош” и “Манас”;

- строительство грузовых терминалов, а аэропортах “Ош” и “Манас”;

Согласно стратегии, опубликованной на сайте www.airport.kg, ОАО “Международный аэропорт «Манас» планирует стать единственным мультимодальным транспортно-логистическим авиационным ХАБом в Центральной Азии, способным обеспечивать качественное обслуживание увеличивающегося потока пассажиров и грузов между Европой и Азией. Такой ХАБ предполагается создать на базе аэропортов “Манас” и “Ош”.

Менеджмент аэропорта уже активизировался в этом направлении, и в рамках межправительственной российско–кыргызской комиссии по торгово–экономическому, научно–техническому и гуманитарному сотрудничеству, между ОАО “НК “Роснефть” ОАО “Международный аэропорт “Манас” было подписано соглашение о взаимном сотрудничестве по развитию авиатранспортной инфраструктуры КР.

К слову сказать, “Роснефть” недавно завершила сделку по приобретению 100% акций ТНК-ВР у компании ВР (British Petroleum) и российского консорциума AAR (Альфа-Аксесс-Ренова). В качестве вознаграждения ВР получила $16,65 млрд. денежных средств и 12,84% акций «Роснефти», а AAR — $27,73 млрд. денежными средствами. В результате этой сделки «Роснефть» стала крупнейшей в мире публичной нефтегазовой компанией. В структуре “Роснефти” есть авиазаправочный бизнес, обеспечиваемый дочерним обществом ООО «РН-Аэро». Приобретение 100% ТНК-BP, позволит “Роснефти” обеспечить производство свыше 30% российского авиатоплива. В ближайшее время “Роснефть” планирует завершить сделку по выкупу у “Базового элемента” Олега Дерипаски 100% доли в компании "Базовый авиатопливный оператор" (БАТО), которой принадлежат ТЗК в аэропортах Краснодара, Сочи, Анапы, Геленджика и Абакана (РФ). Данная сделка пополнит комплекс имеющихся ТЗК на территории России и Монголии и позволит обеспечить “Роснефти” устойчивый сбыт авиатоплива.

Возможно, менеджмент ОАО “Международный аэропорт “Манас” сделал верный выбор в пользу “Роснефти”, поскольку последний в состоянии развить авиатранспортную инфраструктуру аэропорта, которая и создаст предпосылки для реализации проекта “Международного трансконтинентального АВИАХАБА”.

Годовое общее собрание акционеров ОАО “Международный аэропорт “Манас” проходило в самом аэропорту в течение 4-х часов. Присутствовало не более 80 человек, хотя в свободном обращении находится 12,48% акций, распределенных среди более двух тысяч физических и юридических лиц. Фонд по управлению госимуществом, во владении которого находится 79,05% акций, представлял Зампредседателя Мингосимущества Бакыт Шаршеналиев, Соцфонд с его 8,46% представлял член Правления Соцфонда Рахатбек Пирматов, он же является и членом Совета директоров ОАО “МАМ”. Кворум собрания составил 88,37%.

Председатель Совета директоров ОАО “МАМ” Кешикбаев Асылбек Асылбашевич ссылаясь на традицию, предложил начать собрание с прослушивания гимна Кыргызской Республики. Было приятно с торжественной ноты начать собрание акционерного общества. Как пояснила корпоративный секретарь ОАО “МАМ” Гражданкина Любовь Николаевна, эта добрая традиция зародилась более 10 лет назад.

Повестка дня состояла из стандартных вопросов, выносимых на годовое собрание акционеров. Дадим описание лишь по некоторым вопросам.

В октябре 2012 года был закончен и введен в эксплуатацию новый терминал “Манас-2”, предназначенный для приема официальных делегаций и первых лиц государств. В августе и декабре 2012 года ОАО “МАМ” принимал участников двух саммитов: участников 2 саммита Совета тюркоязычных государств и саммита Шанхайской Организации Сотрудничества.

В аэропорту “Иссык-Куль”, который находится в селе Тамчы с 2000 до 2400 метров была продлена взлетно-посадочная полоса, результатом чего стало принятие первого в своей истории среднемагистрального самолета “Як-42”, обслуживавшего рейс “Алматы-Тамчы-Алматы”. До этого данный аэропорт мог принимать только малые воздушные суда, такие как Ан-24.

Были открыты рейсы по новым направлениям: Краснодар, Сургут, Стамбул, Улан-Батор, Дубай, Иркутск, Анталья.

За 2012 год было выполнено 20 263 рейса, ниже уровня предыдущего года на 1410 рейсов. Снижение связано с сокращением количества полетов по внутренним линиям, из-за запрета эксплуатации воздушных судов Ан-24 с января 2012 года. Из них международные рейсы повысились на 14,3% и составили 14 587 рейсов. Всего было обслужено 1 893 033 пассажира, выше на 330 278 человек чем в 2011 году, из них по превышение по международным рейсам составило 26,2% и 8,4% п внутренним.

В 2012 году в аэропорты республики выполняли регулярные рейсы следующие авиакомпании: “Кыргызстан”, “Эйр Бишкек”, “Авиа Трафик Компани”, “Скай Бишкек”, “Аэрофлот”, “ГТК Россия”, “Сибирь”, “Якутия”, “ВИМ Авиа”, “Глобус”, “Уральские авиалинии”, “British Midland International”, “Fly Dubai”, “China Southern Air”, “Turkish Airlines”, “Аэросвит”, “Узбекистан хаво йуллари”, “Таджик Эйр”, “Эйр Астана”.

В состав ОАО “МАМ” входят следующие аэропорты: “Манас”, “Ош”, “Каракол”, “Джалал-Абад”, “Исфана”, “Иссык-Куль”.

В 2012 году выполнялись регулярные рейсы по следующим направлениям: Дубай, Анталья, Стамбул, Лондон, Мешхед, Урумчи, Улан-Батор, Москва, Санкт-Петербург, Сургут, Новосибирск, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Красноярск, Краснодар, Ростов на Дону, Киев, Ташкент Душанбе, Худжант, Алматы.

Грузопоток по сравнению с прошлым годом уменьшился на 714,2 тн и составил 20 749,1 тн. В планах ОАО “МАМ” строительство грузовых терминалов в Оше и Бишкеке.

По итогам 2012 года получен доход в размере 3 624 784,1 тыс.сом, в том числе доход от неосновной деятельности составил 132 938 тыс.сом. Чистая прибыль ОАО “МАМ” составила 1 564 884,6 тыс.сом, на 289 112,6 тыс.сом или на 22,7% выше чем в 2011 году.

Аудит консолидированной финансовой отчетности ОАО “МАМ” на 31.12.2012 г. проводило ЗАО “Аудиторско-Консультационная Фирма “Кыргызаудит” которое выразило стандартное мнение, без каких-либо оговорок.

Председатель Ревизионной комиссии также зачитал стандартное заключение, а на вопрос акционера о том, выявлены ли Ревкомисией факты незаконного использования денежных средств, ответил утвердительно - Нет! После такого уверенного ответа, вопросов на данную тему от акционеров не последовал. Заключение Ревкомиссии было подписано только двумя членами из трех, А. Донбаевым и А.Тукешовой. Почему в этом году вместо трех ревизоров выбрали только одного.

Учитывая то, что в 2014 году истекает контракт на пребывание базы ЦТП на территории Кыргызской Республики, акционерами был задан резонный вопрос о том, начал ли менеджмент проводить подготовительные мероприятия и согласования с представителями ЦТП и о том, возможно ли использовать имущественный комплекс ЦТП в интересах ОАО “МАМ” после вывода ЦТП. На данные вопросы был получен ответ о том, что имущественный комплекс возводился под конкретные цели военного характера, и процесс вывода ЦТП не будет быстрым, если такое произойдет. Тем не менее, по инициативе менеджмента ОАО “МАМ” с руководством ЦТП была назначена встреча, которая не состоялась в связи с важной командировкой менеджмента в Москву.

Когда председатель собрания предложил перейти к вопросу о порядке распределения прибыли и выплаты дивидендов, собрание заметно оживилось, раздались аплодисменты и радостные возгласы, будто это было самым главным вопросом повестки дня.

На вопрос акционера о дивидендах, о том, смогло ли Правление отстоять порядок распределения прибыли или был торг, Вице-Президент Нурлан Мамыров сообщил, что Правление и Совет директоров в этом плане вели конструктивную беседу, и у членов Правления и Совета директоров было полное взаимопонимание. Все осознавали, что если ОАО “МАМ” выплатит значительно больше, чем 25% от чистой прибыли, то не сможет реализовать намеченные планы. В результате консенсуса, в целях развития ОАО “МАМ” Советом директоров было рекомендовано, а собранием акционеров принято решение направить на выплату дивидендов 27% от чистой прибыли или 15,25 сом на одну акцию, а 73% направить на развитие производства. После этого, некоторая часть акционеров, состоявшая преимущественно из пенсионеров, довольная принятым решением покинула собрание.

На 2013 финансовый год, менеджмент заложил доходы на уровне 2 975 805,3 тыс. сом, что на 18% или на 496 787,3 тыс.сом меньше плана на 2012 год. При этом, доходы от авиационной деятельности гражданской авиации запланированы на уровне 1 604 503,1 тыс.сом, что на 11% выше планового показателя 2012 года. Менеджмент ожидает снижение поступлений от ЦТП на 43% от плана 2012 года, которые могут составить 1 013 320,7 тыс.сом.

Расходы запланированы на уровне 2 066 717,3 тыс.сом, что на 9,3% выше планового показателя на 2012 год. Расходы по выплате заработной платы запланированы на 12% выше плана на 2012 года и составили 821 948,1 тыс.сом. Менеджмент объясняет это изменением подхода к производительности сотрудников и перевод на контрактную форму трудоустройства с назначением премий в зависимости от выполнения поставленных целей. Эксплуатационные расходы также повышаются на 12% и определены в размере 294 505,4 тыс.сом. Производственные расходы повышаются на 55%, а в абсолютном выражении составят 103 080 тыс.сом. Накладные расходы повышаются на 15% и составят 77 807,4 тыс.сом, при этом повышение объясняется планами менеджмента часто выезжать в командировки в целях изучения опыта других аэропортов, встреч с представителями авиакомпаний с целью привлечь их в качестве партнеров по грузо и пассажироперевозкам.

Чистая прибыль планируется в размере 814 529,2 тыс.сом, что на 312 837,8 тыс.сом меньше плана 2012 года и на 750 356 тыс.сом меньше факта 2012 года.

Некоторые акционеры оживились, записались на доклады, когда председатель собрания предложил перейти к обсуждению вопроса о составе Совета директоров. В рамках данного вопроса решалось прекращение полномочий действующего состава Совета директоров, проработавшего три года, и избрание нового состава Совета директоров.

С докладом записался акционер Алыбаев, который зачитал и предъявил президиуму собрания текст определения судьи Межрайонного суда по экономическим делам Карагуловой Б., согласно которому истец Алыбаев обратился в суд о признании списка кандидатов в Совет директоров ОАО “МАМ” недействительным, и обязании ответчика - Фонда по управлению государственным имуществом (ФУГИ), включить его - Алыбаев в список кандидатов. Так им было озвучено, что он подал свою кандидатуру в ФУГИ для прохождения в резерв кадров в выборные органы акционерных обществ с государственным участием, и заявил, что, не смотря на успешное прохождение конкурса, его кандидатура не была включена в список кандидатов в Совет директоров ОАО “МАМ”. Было озвучено, что определением накладывается ограничение на вопрос повестки дня об избрании членов Совета директоров.

Представитель ФУГИ Бакыт Шаршеналиев, в это время, созвонившись с кем-то, заявил, что ими подана частная жалоба.

Начальник юридического отдела ОАО “МАМ” Бегалиев Мирлан Каниметович дал свою оценку, заявив, что с этого момента согласно нормам Гражданско-процессуального кодекса Кыргызской Республики с момента подачи частной жалобы, действие определения приостанавливается. Но он также добавил, что определение не содержит запрещения совершать какое-либо действие, как того требует гражданский процессуальный кодекс, и по этой причине его не представляется возможным исполнить.

Также на собрании выступила акционер Мосевнина Лариса Григорьевна, которая сообщила, что Фонд по управлению госимуществом, владея 79% акций, выдвигает меньше кандидатов чем раньше, позволяя Соцфонду, с его 8,5% также активно участвовать в формировании выборных органов общества. При этом, она привела пример с собранием ОАО «Электрические станции», на котором от Социального фонда было представлено больше кандидатур в Совет директоров, чем от Фонда по управлению госимуществом. Также она выразила недоумение, относительно того, по какому принципу в выборные органы предложены кандидатуры, не имеющие квалификации в авиационной отрасли.

Прежде чем приступить к голосованию, акционеры попросили кандидатов в Совет директоров, рассказать вкратце об их видении стратегии развития ОАО “МАМ”. Так кандидат Нурматов И.М., начал с конкурентов ОАО “МАМ”, среди которых выделил аэропорты Казахстана, Узбекистана и Таджикистана, и заявил, что данные аэропорты уже конкурируют с Международным аэропортом Дубаи. Люфтганза помогает аэропорту Алматы. В Навои создают мини-хаб, закупают новые воздушные суда. Заявил, что в ОАО “МАМ” нужно выстраивать единую структуру управления. Экспертная группа должна выяснить, сколько конкуренты ОАО «МАМ» берут за взлет-посадку. Акционеры были готовы выслушать и других кандидатов, но так как оставшиеся кандидаты в Совет директоров не рвались выступить, Президиум посчитал, что данного выступления достаточно и предложил остальным кандидатам не давать комментарии.

Собственное мнение выразил Турсунахунов Тургунджан Турсунович, много лет проработавший в аэропорту Манас, а ныне пенсионер и член Общественного объединения “Союз авиаторов”. Он сообщил, что ОАО “МАМ” в свое время был создан как конечный пункт, а теперь ставится цель - создание АВИАХАБа. Нужно построить централизованные заправки, как говорят “в крыло”. Это будет основным поводом для привлечения авиаперевозчиков. Нужен мощный топливозаправочный комплекс. Нужно посмотреть, кто из авиаперевозчиков и почему перешел из аэропорта “Манас” в аэропорт “Алматы”.

После обсуждений, председатель собрания поставил вопрос на голосование и в результате были прекращены полномочия Совета директоров, в составе: Кешикбаев Асылбек Асылбашевич, Барчакеев Бакыт Амангелдиевич, Жумалиев Сатыбалды Осмонбекович, Пирматов Рахатбек Толобаевич, Грязнов Геннадий Владимирович.

Следом акционеры проголосовали по вопросу об избрании нового состава Совета директоров, в результате в него были избраны: Казанкапов Токтоалы Орозалиевич, Нурматов Искандербек Мирзаевич, Пирматов Рахатбек Толобаевич, Субанбеков Бакирдин Жамалович.

На последок, акционеры попросили экс-членов Совета директоров дать оценку Правлению, которое осуществляло полномочия до марта 2013 года, как в школе, просто поставив отлично, хорошо, удовлетворительно или неудовлетворительно. На что был дан ответ: Вот если бы были варианты удовлетворительно или неудовлетворительно, то оценка была бы: удовлетворительно. Но это не наша компетенция.

В конце собрания, экс-Председатель Совета директоров Кешикбаев Асылбек Асылбашевич, на наш взгляд, грамотно и тактично проведя собрание, поблагодарил членов Правления, сотрудников и акционеров ОАО “МАМ” за сотрудничество и пожелал успехов и скорейшей реализации намеченных планов.

В разделе "Документы и предложения", Вы можете скачать этот очерк с фотографиями, сделанными на собрании, в формате PDF. Там же Вы найдете отчеты Правления об итогах деятельности за 2012 год, об исполнении бюджета на 2012 год, отчет Ревизионной комиссии за 2012 год и проект бюджета на 2013 год.

Материал составлен ОсОО “BNC FINANCE” (“БиЭнСи Файненс”) на основании данных, представленных ОАО “Международный аэропорт “Манас”, в том числе на годовом общем собрании акционеров от 26.04.2013 г., из открытых источников, включая www.gazeta.ru, www.vb.kg, www.kommersant.ru, www.airport.kg.

В случае если у Вас есть потребность в получении материалов годового общего собрания акционеров ОАО “Международный аэропорт “Манас”, Вы можете обратиться к нам по адресу: г. Бишкек, ул. Фрунзе, 282 “А”, ОсОО “BNC FINANCE” (“БиЭнСи Файненс”), 89-54-37, 89-54-44, 0 705 89-54-44 - прямой номер. www.bnc.kg, my.bnc.kg, e-mail: bnc@bnc.kg


Назад к списку новостей