Стартовая страница / Ответы /

Облигации кыргызских компаний

11.06.2014 / Нураалы

здравствуйте! вопрос: если говорится что годовые 14 % дохода и выплата ежеквартально! ежеквартально это сколько выплачивает??? 14% / 4% = итого 3,5 % в квартал??? т.е 1,166% в месяц???

Вы верно всё поняли!

Вложив в облигации 100 тыс.сом, можно в год получить 14 тыс.сом, но их, компания будет выплачивать ежеквартально, т.е. по 3,5 тыс. сом. Это 1,166666666666667% в месяц.

Облигации, возможно интереснее депозитов, но со временем начинающие инвесторы теряют к ним интерес, и находятся в поисках более прибыльных инвестиций, не имеющих ограничений по росту, и в которые они будут вовлечены с большим интересом..

08.01.2008 / Адамбек

Доброе утро!
Благодарю за информацию.
Мой вопрос: как вы думаете, почему на нашем рынке нет такого инструмента как облигация? (на данный момент). Почему Нур, Кыргызтелеком, Интергласс, после успешного привлечения денег посредством выпуска облигаций, не продолжили заниматься облигациями?
спасибо,

Уважаемый Адамбек,

Как Вы верно заметили, на данный момент не существует возможности вложения денежных средств в облигации.

Если рассмотреть облигации с точки зрения инвестора, то есть в качестве инструмента инвестирования денежных средств, то он привлекателен в случае достаточной доходности и ликвидности инструмента. Так вот здесь и кроются первые причины. По нашему мнению доходность должна быть выше предлагаемой на рынке финансовых услуг.

Доходность. Единственное с чем можно сравнить облигацию, это сомовый депозит в банке на год, который на данный момент составляет от 8 до 13 процентов годовых. Соответственно в зависимости от фондовой истории компании ставка по облигации должна быть от 8 до 25 процентов годовых. Так как на данный момент ни у одной из компаний Кыргызстана нет кредитного рейтинга у населения и инвесторов, то ставка по облигации для размещения должна быть не менее 15%.

Ликвидность. Под ликвидностью понимается способность финансового инструмента обращаться в деньги. В случае с финансовыми инструментами это возможность продать акцию или же облигацию в любой момент. На данный момент низкая ликвидность рынка обуславливается неразвитостью институциональных инвесторов и института маркетмейкерства. Маркетмейкер – профессиональный участник торгов, поддерживающий постоянные котировки на покупку и продажу, то есть это дает возможность в любой отрезок времени продать или купить инструмент.

Рассмотрим теперь привлекательность облигаций с точки зрения эмитента, то есть как инструмента для привлечения заемного капитала. Основными критериями при привлечении заемного капитала являются быстрота привлечения денежных средств и их стоимость или процентная ставка.

Так вот сравнивая выпуск облигаций с кредитом в том же банке с точки зрения срока, необходимого для привлечения капитала, можно с уверенностью сказать, что выпуск облигаций займет намного больше времени, нежели получение кредита. Существует несколько причин увеличения срока привлечения инвестиций посредством выпуска облигаций. Одна из них это невозможность использовать денежные средства до утверждения отчета о выпуске облигаций. То есть если планировать привлечь 10 млн. сом и привлечь в первый месяц 8 млн. сом и во второй еще 2 млн. сом, то эмитент целый месяц не сможет использовать капитал, пока не разместит все облигации, хотя проценты по размещенным облигациям уже начинают тикать. Также принятие решение о выпуске облигаций для акционерных обществ удлиняет срок, потому что нужно собрать общее собрание акционеров, а это не только время, но и затраты на собрание. К тому же по законодательству орган регистрирующий эмиссию вправе выносить решение о регистрации эмиссии в течении 30 дней и о регистрации итогов размещения еще 14 дней. То есть если эмитент пытается максимально быстро привлечь средства, то ему придется ждать 6 недель плюс еще несколько дней на фактическое размещение облигаций.

А вот с точки зрения процентной ставки все зависит, как было отмечено выше, от кредитного рейтинга заемщика. Чаще всего крупным компаниям для решения стратегических задач легче выпустить долгосрочные облигации, но мешает отсутствие доверия со стороны потенциальных инвесторов и нежелание менеджеров обращаться к данному виду привлечения капитала.

Отметим также, что доверие к облигациям рухнуло из-за облигаций печально известной компании Рентон Групп. Но и здесь винить некого, ведь все могли изучить проспект эмиссии компании, а там черным по белому было написано, что это необеспеченные облигации, а если посмотреть на цели привлечения капитала, то стало бы ясно, что вложение в облигации этой компании является высоко рискованными.

Итак подытожим. С одной стороны у нас инвесторы, которые предъявляют требования к облигациям и неразвитость рынка. С другой стороны менеджеры, которым выгоднее взять кредит в связи с оперативностью работы банков. Есть еще один плюс в выпуске облигаций – это маркетинговый аспект. Ведь проводя маркетинговые мероприятия, сопровождающие выпуск облигаций повышается узнаваемость компании и улучшается имидж, а в наше время это является немаловажным фактором.

На самом деле не все так плохо, ведь государственный орган не стоит на месте и пытается улучшить ситуацию. Ведь раньше эмитенту необходимо было платить комиссионный сбор от объема эмиссии, а на данный момент эта сумма ограничена до 1 000 сом. Также разрабатывается программа по мерам для развития облигаций. Есть надежда, что государство пересмотрит некоторые законодательные акты, являющиеся барьером для выхода на рынок облигационных займов. Мы считаем, что выпуск обеспеченных облигаций сократит риски инвесторов, ведь в этом случае эмитент рискует своим имуществом. Тем самым сократится риск возникновения еще одного Рентон Групп. Также в последнее время наблюдается все больший интерес к фондовому рынку Кыргызстана, что положительно отразится на ликвидности рынка.

Искренне надеемся, что мы смогли ответить на Ваш вопрос.


Задать вопрос