Стартовая страница / Информация /

Сообщения и события

8 Декабрь, 2008

Место листинга в инвестиционном процессе

Компании соседних с Кыргызстаном стран, уже пришли к тому, что раскрытие информации инвесторам это не бремя непосильных обязательств, а живой интерактивный процесс. В ходе раскрытия информации повышается интерес к стране и финансовым инструментам со стороны инвесторов. Листинг ценных бумаг – как наиболее распространенный способ раскрытия информации уже завоевал значимые места на финансовых рынках России и Казахстана. Конечно, в этих странах есть определенные преференции для такого рода компаний – и в области налогообложения, и в области доступа к пенсионным активам, но нельзя забывать, что наша страна тоже придет к этому. Так, например, в проекте новой редакции Налогового Кодекса КР уже предусмотрена статья, где говорится о том, что проценты и доход от прироста стоимости ценных бумаг, находящихся на день реализации в листинге фондовой биржи Кыргызской Республики по категориям листинга не облагаются подоходным налогом. В случае принятия данного налогового кодекса, список Листинговых компаний значительно возрастет.

Что такое листинг?
Листинг – это совокупность процедур по включению ценной бумаги в один из котировальных списков фондовой биржи и осуществлению контроля над соответствием ценных бумаг эмитента и самого эмитента условиям и требованиям, установленным фондовой биржей. Листинг – процедура отбора наилучших ценных бумаг, по критериям предъявляемых к ее эмитенту, это обязательство эмитента раскрывать информацию о своей деятельности широкому кругу инвесторов, т.е. процесс перехода компании в публичную. В этой связи, листинг наиболее удобная форма реализации такого процесса.

Зачем нужен листинг?
1. Включение ценной бумаги в котировальные списки фондовой биржи позволяет существенно расширить круг инвесторов эмитента.

2. Компании, прошедшие листинг на Кыргызской Фондовой Бирже, оказываются в поле зрения общественности. Регулярно публикуется цена акций, информация о компании публикуется на сайте КФБ и в СМИ.

Листинг - сегодня
Функционирование листинга на Бирже по объективным причинам находится на достаточно низком уровне. Большинство компаний присутствуют в листинге по инерции «для имиджа». Положительный имидж публичной листинговой компании, сложившийся на западе, переносится некоторыми людьми к нам в страну на наши листинговые компании. Однако, конечно же, наши листинговые компании не имеют ничего общего с понятием «листинговый».
Наши компании не являются по настоящему транспарентными, ни одна из компаний не привлекает капитал на фондовой бирже, нет эффективного вторичного рынка акций этих компаний.
Если компания получает статус листинговой, то она не может получить никаких существенных преимуществ перед другими эмитентами. Если компания станет листинговой, то это не значит, что она получит автоматически более легкий и дешевый доступ к финансовым ресурсам. По сути, для инвесторов нет разницы при приобретении акций листинговой компании и простой компании. Листинговая компания раскрывает почти такой же объем информации, что и простая компания. К тому же зачастую рынок акций нелистинговых компаний эффективнее, чем у листинговых. В секторе листинга биржи реальных торгов практически нет за редким исключением, операций связанных со сделками ОАО «Кыргызтелеком». Так с начала года с акциями данного эмитента зарегистрировано 236 сделок на общую сумму 22 млн. сом.

Пути развития листинга
Главная стратегическая цель в деле развития листинга – это сделать его реально привлекательным для эмитентов. Для листинговой компании необходимо установить более выгодные возможности по привлечению капитала. Во многих развивающихся странах это делается путем законодательного ограничения для институциональных инвесторов – приобретать только те инструменты, которые находятся в той или иной категории листинга фондовой биржи.
Как известно, на сегодняшний день на территории КР действуют три лицензированных организатора торгов, при этом процедура Листинга существует на каждой из них. Несомненно, что наиболее развит данный институт на ЗАО «Кыргызская Фондовая Биржа». Однако, в целях дальнейшего развития Листинга ценных бумаг, должна существовать приверженность единым критериям процедуры отбора ценных бумаг в Листинг. Самым главным критерием вхождения и отбора компаний в процесс листинга должны стать не физические параметры эмитента, а основной упор должен быть сделан на раскрытие информации, с чем большие проблемы. Однозначно, компания должна быть безубыточна в течение 3 лет, финансовая отчетность должна соответствовать стандартам МСФО, собственный капитал соответствовать определенным категориям листинга. Но при вхождении в процесс Листинга для компаний должно стать обязательным минимальное количество акций эмитента, в свободном обращении на Бирже (в номинальном держании в ЗАО «ЦД»). Предусматривается обращение ценных бумаг эмитентов с государственной долей (таких эмитентов наиболее легко склонить к вхождению в листинг через госорганы путем лоббирования). Такая работа уже началась, и имеются первые результаты в виде решений Правительства Кыргызской Республики, обязывающих национальные компании проходить листинг на бирже. Менеджмент биржи должен стать мотором в этом процессе, должен проконтролировать, чтобы данные решения Правительства были исполнены. Для этого необходимо проводить методичную работу с Госкомимуществом и менеджерами национальных компаний (правление и совет директоров) на индивидуальной основе. Нужны также семинары для сотрудников потенциальных листинговых компаний. В дальнейшем сами профучастники будут заинтересованы в привлечении эмитентов в Листинг.
Рассмотреть возможность создания дополнительного списка котировального листа (второго эшелона). При этом акции в данном эшелоне будут ранжироваться по уставному капиталу. В данный эшелон будут привлекаться любые компании, тем или иным образом, заинтересованным в листинге. Такие компании, могут иметь две цели: быть в листинге в целях формирования положительного имиджа среди партнеров и инвесторов, или же сформировать листинговую историю с намерением в будущем привлечь капитал через фондовый рынок. Для привлечения таких эмитентов в листинг биржи мы должны продолжать наши программы по популяризации фондового рынка, вручения эмитентам почетных наград биржи в различных номинациях, а также сконцентрироваться на индивидуальной разъяснительной работе с менеджерами и основными акционерами таких компаний.

Нельзя отдельно рассматривать развитие листинга без учета следующих моментов:
• без развития института маркет-мейкерства
• без развития Индекса КФБ, т.е. пересмотреть методику расчета и публичное предоставления информации
• стратегии развития финансового рынка КР

Необходимо тесно связать вышеперечисленные моменты, и чтобы предоставление и раскрытие было не только со стороны эмитентов, но и КФБ.

В большинстве стран Восточной Европы, Казахстане и России становится очевидным, что развитие сильного, оперативно реагирующего рынка ценных бумаг и фондовых бирж является важнейшим условием экономического развития страны. По мере того как процесс приватизации в Кыргызстане подходит к концу новые акционеры приходят к пониманию необходимости надежного и безопасного места, где они могли бы свободно покупать и продавать свои акции, в настоящее время сильнейшие компании в Кыргызстане понимают, что Кыргызская Фондовая Биржа – это будущее экономического развития и роста.


Назад к списку новостей